вторник, 4 октября 2016 г.

А что такое фонематический слух?

С самого рождения нас окружает многообразие звуков. Мир звуков прекрасен. Но стоит на мгновение закрыть уши, погрузиться в тишину мир, теряя свои звуковые краски, блекнет. Так будем наслаждаться этим разнообразием звуков, которые нас окружают. Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок начинает говорить, благодаря тому, что слышит речь окружающих его взрослых.

Слух - это больше, чем просто функция одного из органов чувств. Он играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка. Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам. Слух дает ребенку возможность слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с взрослыми и сверстниками, приобретать коммуникативные навыки.

Одной из причин нарушения речи, нарушения звукопроизношения у дошкольников является нарушение артикуляционной моторики, другая причина это нарушение фонематического слуха.
Нарушение фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребенка -звукопроизношение формируются с большой задержкой, а звуки произносятся ребенком искаженно. Услышав о нарушении фонематического слуха, родители очень часто в недоумении отвечают: «Мой ребенок хорошо слышит?!» « А что такое фонематический слух?»



У человека можно выделить следующие виды слуха:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СЛУХ в норме - ребенок слышит, на расстоянии 2 -3 метров отдельные слова, шепотную речь, отличает звук приближающегося мотоцикла от звука машины, гул вертолета от гула самолета.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ – способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков. Если ребенок двигается в такт музыки, держа в руках бубен или деревянные ложки, не нарушает ритмического рисунка песни, поет в нужной тональности, - поздравляем: у вашего ребенка прекрасный музыкальный слух.

Что же такое фонематический слух? Способность слышать от природы дана птицам, животным и человеку, но только человеку дана способность - говорить.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - это речевой слух, это умение слушать, способность выделять, воспроизводить и различать фонемы, то есть звуки речи.

Сформированность фонематического слуха, является залогом успешного обучения ребенка грамоте в школе. Звуковой анализ и синтез слова - это умение правильно назвать по порядку звуки в слове, различать и называть «гласные» и «согласные» звуки в словах, умение услышать «звук» и перевести его в графический символ «букву», и, наоборот, увидев «букву» правильно ее прочитать, то есть дать ей звуковую окраску.

Дети-дошкольники очень любят играть. Игра для ребенка является основным видом деятельности. Мне хотелось бы познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на формирование фонематического слуха.

Игры и упражнения направленные на развитие слухового внимания и памяти.

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков - шум дождя, журчание ручья, шум морского прибоя, перезвон весенней капели, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки: какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми.

Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем - сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке зимой: скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной обратите внимание ребенка на перестук капели, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра Осенью можно услышать, как шуршат листья, как барабанит дождь по подоконнику. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей.
К вашему вниманию предлагаю подборку: "Звуки природы в разные времена года".

В сообщении использован материал журнала: "Дошкольное воспитание"

2 комментария: