четверг, 29 сентября 2016 г.

Родительское собрание: "Роль семьи в речевом развитии ребенка 5-6 лет"

28 сентября в старшей группе " Чипполино" прошло родительское собрание.В связи с частыми обращениями родителей с целью разъяснения, что подразумевает собой "Логопункт" и как преодолеть нарушения речи у ребенка, тема моего выступления была направлена на разъяснение, что же такое логопункт и роли семьи в речевом развитии ребенка.
презентация скачать
памятка для родителей скачать


Что такое логопункт?
Логопедический пункт (далее логопункт) - это видоизмененная форма работы учителя-логопеда на современном этапе развития образования.
В логопункт зачисляются дети на 6-12 месяцев, в этот период проводится работа по коррекции нарушений звукопроизношения. С каждым ребенком по определенному графику (2-3 раза в неделю в зависимости от тяжести) по 15-20 минут занимается индивидуально логопед.

В марте 2015 года все дети средних групп прошли обследование, с целью выявления грубых нарушений речи и дальнейшем зачислении в логопункт. Наполняемость логопункта 25детей. Т.о. в логопункт были зачислены дети с грубыми нарушениями (нарушение 5 и более звуков, нарушение слоговой структуры и бедный словарь).

Причины плохой речи могут быть:
1. Различные патологии в период внутриутробного развития (наиболее грубые дефекты речи возникают при воздействии неблагоприятных факторов на сроке от 4 недель до 4 месяцев беременности), токсикоз, несовместимость крови матери и ребёнка по резус-фактору, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, наследственные факторы и др.
2. Подражание неправильной речи.
3. Плохо развитый фонематический слух.
4. Проблемы из-за особенностей строения артикуляционного аппарата.
5. Слабость мышц языка, губ или небольшое расстройство координации движений.

Что делать если ребенок не произносит звуки?
1- Самое главное!!! Не пытаться самим научить ребенка произносить звуки. Иногда родители пытаются добиться произношения звука Р, в итоге ребенок начинает картавить. Язык лежит на нижних зубах и Р произноситься горлом.
Правильное произношение звука Р - Язычок поднят вверх, выдыхаемая струя воздуха заставляет дрожать язык.
Такая же ситуация происходит со звуком Ш. Ребенок надувает щеки произнося звук Ш, результат этого трясутся щеки, звук Ш- произноситься не правильно.

2. Чтобы ребенок научился произносить звуки обязательно нужно выполнять артикуляционную гимнастику. Она способствует развитию мышц языка и в последствии ребенок сможет держать язычок в правильном положении при произнесении звуков.

3. Возможно, ребенок не слышит звуки в потоке речи, произнося слово попробуйте выделить звук, например Ш-апка. Если ребенок правильно произнес звук ваша задача в последующем контролировать правильное произношение звука в речи.

4. Контроль звука в речи ребенка- главная задача родителей. Если звук поставлен и он не автоматизируется в речи, звук может снова «пропасть». Только родители и ближайшее окружение могут добиться автоматизации звука в речи.


Советы родителям:
Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:

-У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать).
-Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля и т.д.
-В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.
- В каждой семье есть детская литература. Прочитав книгу, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической.
-Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.
-Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.

Развитие мелкой моторики
Большое значение для развития речи имеет развитие мелкой моторики рук: лепка, мозаика, конструкторы, рисование, обводка, штриховка, работа с бусами, бисером, шнуровка, расстегивание и застегивание мелких пуговиц и др.

2 комментария:

  1. Светлана Владимировна! Большое Вам спасибо за информацию. Я очень рада, что моя дочь попала к вам.

    ОтветитьУдалить
  2. Светлана, спасибо за нужные советы и полезные рекомендации! Да, сейчас нужно не просто выпускать по статье в день, но и чем то отличаться, вырабатывать свою индивидуальность, так что бы читатель запомнил! И его первым желанием было бы подписаться на ваш блог.

    ОтветитьУдалить